Служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы [1]. Из определения следует, что служебная командировка может проходить как на территории России, так и за ее пределами (заграничная командировка).
Вместе с тем, в соответствии с положениями части 5 статьи 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Например, отношения, возникающие в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории Российской Федерации трудовой деятельности, помимо ТК РФ регулируются в том числе Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон).
Из предмета регулирования Закона следует, что его действие распространяется на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, из чего, в свою очередь, следует:
- Какие-либо ограничения, связанные с продолжительностью, характером работы иностранных граждан, направленных в командировку за пределы Российской Федерации (заграничную командировку) отсутствуют.
Далее, особенности осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации регулируются статьей 13 Закона, которая устанавливает ограничения, связанные со служебными командировками, лишь для некоторых категорий иностранных граждан, а именно: «иностранные граждане не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выданы разрешение на работу или патент» [2]. То есть речь идет об иностранцах, которым для работы в России необходимо получать разрешение на работу или патент.
Следовательно, на иностранных граждан, которым указанные документы для осуществления трудовой деятельности не требуются, ограничения не распространяются, из чего следует:
- Какие-либо ограничения, связанные с возможностью служебных командировок, их продолжительностью, характером выполняемой работы отсутствуют для следующих категорий иностранцев (перечислим все из них, несмотря на то, что в реальной жизни столкнуться доведется лишь с некоторыми):
1) получивших вид на жительство;
2) сотрудников дипломатических представительств, работников консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудников международных организаций, а также их частных домашних работников;
3) работников иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
4) журналистов, аккредитованных в Российской Федерации;
5) студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
6) студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
7) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;
8) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
9) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать дней для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества);
10) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;
11) аккредитованных работников аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц (применяется в отношении граждан Южной Кореи);
12) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации (в сфере кино, театра, цирка);
13) признанных беженцами на территории Российской Федерации;
14) получивших временное убежище на территории Российской Федерации;
15) граждан государств-участников Договора о Евразийском Экономическом Союзе (то есть граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана).
- Установленные Законом ограничения распространяются на:
— Иностранных граждан, работающих в России на основании патента;
— Иностранных граждан, работающих в России на основании разрешений на работу;
— Иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов;
— Иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме и получивших разрешение на работу, на оборотной стороне которого в графе «Особые отметки» указано: «В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона № 115-ФЗ» [3];
— Иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание;
— Иностранных граждан, получивших Свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию [4].
При этом ограничения касаются лишь запрета на направление иностранных граждан в служебную командировку за пределы субъекта Российской Федерации, на территории которого им выданы патент, разрешение на работу или разрешено временное проживание. Командировка в пределах региона выдачи разрешительного документа не запрещена.
- Из установленных Законом ограничений есть исключения. Они установлены для тех иностранцев, кто:
— Работает в России на основании разрешения на работу (но не для тех, кто получил разрешение на работу, на оборотной стороне которого в графе «Особые отметки» указано: «В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона № 115-ФЗ»);
— Получил разрешение на временное проживание в Российской Федерации;
— Работает в России на основании разрешения на работу высококвалифицированного специалиста.
Условия, при наступлении которых перечисленные выше иностранные граждане вправе работать (в том числе находясь в служебной командировке) за пределами региона выдачи разрешительного документа, перечислены в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 N 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)». Вкратце поясню, что в отношении тех, кто перечислен в пунктах 1 и 2 Приложения к Приказу, установлена возможность работы за пределам региона выдачи разрешительного документа в течение определенного количества времени лишь по профессиям, должностям, которые перечислены в Приложении как «разъездные».
Для тех, кто работает в России на основании патента возможность быть направленным в командировку в регион отличный от указанного в патенте как «территория действия» появляется при получении патента в регионе, куда работник был командирован [5], но это уже из мира фантастики, да и экономически не выгодно, поскольку работнику-иностранцу придется уплачивать фиксированный авансовый платеж за право пользования патентом по количеству полученных им патентов.
[1] Часть 1 статьи 166 ТК РФ
[2] Пункт 4.2 статьи 13 Закона
[3] пункт 20 статьи 13.4 Закона
[4] Пункты 17-18, 47-49 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637, Постановление Московского Городского Суда от 15.08.2016г. по делу № 4а-2869/2016
[5] Абзацы 3 и 4 пункта 16 статьи 13.3 Закона